Китайские притчи

китайская философия и китайские притчи

Китайские притчи, как и китайская философия, являются частью мудрой восточной философии. Они всегда были великолепным инструментом для саморазвития. Притчи исполнены красотой и мудростью, прошедшей испытание временем - достаточно ознакомиться хотя бы с некоторыми из тех, что представлены ниже. Не каждый может проникнуться ими и постигнуть глубину сущности, которую несёт притча. Вы можете встретить очень редкие и артефактные притчи в этом собрании.


Притча про точку зрения

китайская философия и китайские притчи

Как-то старый настоятель дзэн сказал своему ученику:
— Пожалуйста, осмотри эту комнату и попытайся найти в ней все, что имеет коричневый цвет. Монах огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы перегородок, деревянные приборы для чая, чабань, карниз для занавесок, книжные переплеты и еще множество разных мелочей.
— А теперь закрой глаза и перечисли все предметы... голубого цвета, - попросил учитель. Молодой человек растерялся: — Но я ничего не заметил!
Тогда учитель сказал:
— Открой глаза. Посмотри только какое здесь множество голубых предметов! Это было правдой: голубая ваза, голубые чашки и чайник , голубые циновки на полу, чайные полотенца.
Монах ответил:
— Но это же уловка! Ведь я по вашей указке искал коричневые, а не голубые предметы!
Настоятель тихо вздохнул, а потом улыбнулся:
— Именно это я и хотел тебе показать! Ты искал и находил только коричневый цвет. Так же происходит с тобой и в жизни: ты ищешь и находишь только плохое и упускаешь из виду хорошее!
— Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. А если худшее не произойдет, то меня ожидает приятный сюрприз. Ну, а если я всегда буду надеется на лучшее, то подвергну себя риску разочарования!
Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Если ожидаешь худшего, то обязательно его и получишь. И наоборот. Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение.


  

Притча о ангелах путниках ... вещи не такие, какими кажутся



китайская философия и китайские притчи

Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся. На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены.
Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
— Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?
— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел.
— Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову. А хоронить её он будет там, где я положил золото. Вещи не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем.


  

Буддийская притча: «Забирайте своё себе»



китайская философия и китайские притчи

Один раз Будда со своими последователями проходил по деревни. В ней жили неприятели буддистов. Жители этой деревни вышли из своих домов, обступили Будду и его учеников, стали поносить их. Ученики в ответ тоже готовы были дать отпор. Только присутствие Будды успокоило их. Однако последовавшие слова учителя Будды заставили задуматься как его учеников, так и жителей этой деревни.
Он обратился сначала к ученикам:
— Вы меня разочаровали. Зачем вам сердится на этих людей. Им видится, что я им враг. Они оскорбляют меня, но это понятно. Но почему же вы злитесь? Почему вы позволяете манипулировать вами? Вы же, таким образом, становитесь зависимы от них. Вы лишаетесь своей свободы!
Жители этой деревни были удивлены такой реакцией. Тогда Будда обратился и к ним:
— Люди, если вы мне не всё сказали, у вас будет возможность высказать это мне, когда мы будем идти обратно. Толпа была в полном недоумении. Кто-то спросил:
— Мы ведь оскорбили тебя. Отчего же ты не хочешь ответить?
— Потому что Вы — люди свободные, и то, что вы сделали, — это ваше право. Но я тоже свободный человек. Никто не сможет вынудить меня делать то, чего я не хочу. Никто не сможет манипулировать мною. Я сам - хозяин своих «проявлений». Все поступки мои вытекают только из моего внутреннего желания.
Я хотел бы спросить у вас. Люди из соседней деревни приветствовали меня: принесли для нас цветы, сладдости, и фрукты. Но я сказал: «Спасибо, мы не голодны. Заберите эти фрукты и мое благословление с ними обратно, так как мы не носим с собой пищу» Ответьте мне: «Что же они сделают с этими подношениями?»
Один из толпы ответил:
— Наверное, отнесли сладости в свои семьи, своим детям.
Тогда Будда улыбнулся:
— А что же будете делать вы со своими проклятиями и оскорблениями? Я ведь не принял их, как и фрукты. И вам остаётся только забрать всё ваше обратно себе, в ваши дома и семьи.


  

Слоны в оковах

китайская философия и китайские притчи

Однажды проходя мимо слонов в зоопарке, я вдруг остановился, удивленный тем, что такие огромные создания, как слоны, держались в зоопарке привязанные тоненькой веревкой к их передней ноге. Ни цепей, ни клетки. Было очевидно, что слоны могут легко освободиться от веревки, которой они привязаны, но по какой-то причине, они этого не делают.
Я подошел к дрессировщику и спросил его, почему животные просто стоят и не делают попытки освободиться. Он ответил:
- Когда они были молодыми и намного меньше по размерам, чем сейчас, мы привязывали их той же самой веревкой, и теперь когда они взрослые, достаточно этой же веревки удерживать их. Вырастая, они знают, что эта веревка сможет удержать их и они не пытаются убежать.
Это было поразительно. Эти животные могли в любую минуту избавится от своих “оков”, но из-за того, что знали, что не смогут, они стояли там вечно, не пытаясь освободиться.


  

 
 
Hosted by uCoz